Как обойтись без финского ножа и не продать родину: Джазовые перипетии в Украине

То, что мне действительно нравится в джазе, так это то, что я не представляю, что произойдет дальше. — Бикс Байдербек

Музыка бокала с виски, душного летнего вечера и сигарного дыма. Ряд довольно стереотипных ассоциаций, которые безошибочно приводят нас к мыслям о джазе. Африканский фольклор, европейская гармония, неровный ритм, как-будто хрипловатый тон общей атмосферы начала двадцатого века, вновь и вновь мелькают в нашем «пост-пост-пост» обществе. 

Многочисленные фестивали, концерты, джаз-вечера и даже джаз-поэзия, — мощная вспышка этим летом заставила задуматься: а откуда в Украине джаз? И почему сейчас?

мпрсалш

Удивительно и парадоксально, что джаз, изначально воспринятый, как манифест свободы, с его отвергающими цензуру импровизациями, начал свой путь в Украине во времена, мягко говоря, несколько неблагоприятные. На дворе — эпоха советов, со своей непреложной системой табу.

И все же, в начале 1920-х, джаз действительно был легализован. Ненадолго, правда, — уже в конце десятилетия его запретили. “Все-таки, отголосок буржуазной культуры, эта ваша дикая музыка”, — решили власти. Джаз отторгали общими усилиями: привлекались писатели, поэты, и сами музыканты. Пожалуй, всем знакомы избитые эпохой метафоры и эпитеты: “музыка толстых”, “сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст”, “от саксофона до финского ножа — один шаг” и многие, многие другие. Писатель Максим Горький в одной статье газеты “Правда” сокрушался по поводу “визга, свиста, грохота, воя, рева, треска, нечеловеческих голосов, хрюканья медной свиньи” и вообще всего этого “оскорбительного хаоса бешеных звуков”, которые в облике новомодного движения нарушают его тихий, мирный советский быт.

На фоне подобных заявлений западную джазовую музыку на территории СССР было решено запретить. Но всегда и везде человек умел добиваться желанного и запрещенного. Естественно, джазовые альбомы продолжали покупаться, хоть и нелегальными путями, а отечественные джаз-исполнители, хоть и со всех сторон осуждаемые, продолжали выступать. Музыка, от которой любыми способами пытались оградить людей, надолго засела в сознании тех, кто однажды услышал и почувствовал в джазе тот самый дикий посыл.

18194014_1827582307568456_1402186760107756340_n

А вот дальше начинается “оттепель”. Критики все еще ворчат, но гонения на джазовых исполнителей понемногу прекращаются. И вотто ли недобдели, то ли слишком активно налаживали межкультурный диалог, но внезапно, в 1957 году, на головы ошарашенных киевлян обрушивается самый настоящий импровизационный джаз под предводительством Мишеля Леграна.

Один из основателей джазового движения в Советском Союзе, Ефим Барбан (далее известный в Англии под псевдонимом Джеральд Вуд), указывал на тот факт, что власти действительно не понимали всей опрометчивости своего шага, позволив Мишелю Леграну провести концерты. Юный Легран на то время уже был популярен в роли шансон-исполнителя, и никто не ожидал от него и его бэнда настоящего джазового взрыва.

Публика оказалась не просто благодарным слушателем. Музыканты тех лет описывали свои ощущения от джаза, как от “глотка чистого воздуха” и называли этот этап входом в абсолютно новую жизнь

В 1958-1960 годах музыкант Игорь Хома организовывает во Львове джаз-ансамбль, взяв в основу классические джазовые темы, импровизацию, и…украинские народные мотивы. Стоит ли говорить о том, насколько рискованной была подобная затея. Но пути назад уже нет. Маленькие города вслед за крупными, столицы — за провинциями: в 1962 году в Киеве открывается джаз-клуб. 

Конечно, иностранная музыка все еще не должна была занимать больше 30 % “эфира”, но коварный буржуазный джаз и этот запрет с легкостью преодолел. Всю “аферу” спасла его пресловутая импровизационность. Авторство написанной темы отходит на второй план, так как зафиксированной музыки остается лишь пару тактов. Все остальное —  это вариации и экспромт. Настоящим автором джазовой композиции становится лишь тот, кто ее исполняет, и лишь в момент своего выступления.

арорд

Джазу присуща свобода, и потому он так привлекал советского человека. Но по этой ли причине мы слушаем и исполняем его сейчас?

Сегодня в Украине джаз олицетворяет интеллектуальную музыку, сложность и парадоксальность которой неизменно привлекает настойчивого музыканта и слушателя. Джаз заставляет сомневаться, переживать и, в итоге, наслаждаться непрерывно увеличивающейся скоростью мелодии на фоне фактически неизменного темпа. Значит, джаз мало лишь почувствовать, его нужно понять и определить.

Если отвлечься от личностных мотивов и вкусов, джазовая лихорадка летом 2017-го демонстрирует, как общество начинает говорить голосом музыки. Свободное дыхание мелодии, неудержимый накал импровизации и внутренняя осознанная строгость не дадут заслушаться и забыться. Джаз вдохновляет на сосредоточенное и динамичное размышление, не отбирая, впрочем, права танцевать босыми ногами на горячем песке.

Советуем попробовать джаз на слух и цвет в Киеве:

Текст: Мариами Губианури

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s