Дневник радиоведущего. Часть 3.0. Парамарибо

Как выбрать тему утреннего эфира? Это один из первых вопросов, которые интересуют начинающего ведущего. О вы, алчущие знаний! Узрите истину! Она проще колеса, как все гениальное. Выбор темы  – это всего лишь, чаще всего, привязка к дате.

Итак. Благодаря интернетику, утренники теперь ежедневно имеют какой-нибудь праздник. Будь то общепризнанный – как день святого Патрика, Хеллоуин, Рождество или День пограничника, так и совершенно дурацкий, о котором люди узнают лишь прочитав напоминалку в укрнете — день объятий, день открытия молекулы хлора, день освобождения Тараса Шевченко из рабства или что-нибудь в этом духе.

Кроме этого, есть еще прекрасная возможность привязать тему эфира к родившемуся в этот день известному человеку или произошедшему событию.

Но! Это не значит, что четыре часа к ряду ведущие обсуждают, ну, скажем, Мерлина Менсона, или премьеру оперы «Волшебная флейта». Это лишь толчок для фантазии.

DSC_0809

Если изначально, добросовесный ведущий (как правило только в первые пару недель работы) выбирает тему заранее,  чтобы продумать подтемы, вопросы слушателям, приколяшечки – ну, словом, подготовить тщательную импровизацию, то хватает подобного праведного рвения ненадолго. Уже спустя пару эфиров, ведущие придумывают темы на ходу, в прямом эфире и наперегонки (как правило, конечно же, даже не советуясь, сюрприз так сюрприз) – в прямом эфире насчет темы спорить они не будут (спор в прямом эфире  по поводу организационных моментов – дурной тон, а это не о них).

Безответственно? – конечно! Непрофессионально? – Возможно! – Сложно? – Бывает! Но друзья, ведь в этом то и весь шарм!

Конечно, миф о сценариях – вовсе не миф. Существуют такие ведущие, которые проводят свои несколько часов согласно четко прописанному сценарию. И они делают это так виртуозно, что вы действительно верите, что все это полнейшая импровизация. Кто это там сказал, что хорошая импровизация требует часов подготовки?

Часто, эти тексты пишут даже не ведущие, а сценарные рабы. Но нашим героям это только снится.

На большинстве радиостанций, за исключением тех, которые стоят на золотых приисках, имея вместо лифтов фонтаны нефти – ведущий выполняет функции человека оркестра – ведя несколько программ, сидя за пультом, рассылая подарки, занимаясь смм, находясь в перманентном поиске гостей и новостей – он научен делать все это с минимальными временными растратами.

DSC_0795

Рассмотрим три самых распространенных варианта развития событий

3.1. Сегодня день святого Патрика (ака любой другой общепризнанный праздник)

И сразу же в голове ведущего возникают вопросы:

— Что это за праздник?

— Кто такой Патрик?

— Отмечают ли этот праздник в Украине? (вопрос слушателям)

— Почему отмечать его круто-некруто?

— Какие традиции с ним связаны?

— Что мы знаем об Ирландии?

— В чем мы заблуждаемся об Ирландии?

— В чем мы похожи-отличаемся от ирландцев?

— То, чего вы не знали об Ирландии?

— А давайте поставим ирландскую музыку?

— А вы знали что Уайльд, Стокер, Форд, Ю2  ирландцы?

Ну и так далее, и тому подобное, и пока эфирное время не разлучит вас.

Но это был хороший пример, счастливый день, большой праздник в конце концов! ( а что?)

3.2. Сегодня мартовские иды. Половина слушателей подумала, что он  хотел сказать коты, но слегка ошибся  на  все буквы.

Ну вот и все. И здесь от летаргического сна начинает очухиваться фантазия.

Но будь осторожен, ведущий! Она может повести по сложному пути.

Вы можете говорить о влиянии древнего Рима на последующее развитие человечества – об известных исторических личностях той эпохи, непосредственно о Юлии Цезаре, о традициях, культуре, войнах, крылатых выражениях, мифах, культурном наследии достопримечательностях, приколясиках, псевдоисторических фактах. Все это на самом деле и не плохо для утреннего шоу – познавательно. Но, здесь ведущим важно обоим быть в теме, пусть даже один из них и прикидывается дурачком. Иначе, это скользкая дорожка. Ведь люди им верят.

Есть и другой вариант, он заключается не в углублении в тему, а наоборот, в обобщении.

Знание истории в современном обществе. Изучение и преподавание истории в школах. Тенденция к адаптации исторических фактов под политические реалии. Или же еще дальше, если хотите – к системе образования в стране. Это тема настолько благодатная, что ее можно поднимать хоть раз в месяц.

Есть еще такое небольшое правилко от циничных программных директоров на радио. Правило 15 дней или же 15 программ – кому как удобно. Оно гласит, что человек, услышав о чем-то по радио, забывает об этом через 15 дней. Ну, не прямо так уж грубо – забывает напрочь. Слушатель, конечно же, будет помнить, что уже где-то это слышал. Но послушает еще раз, если программа достаточно интересна. Да-да, это очень печально, но большинство програмщиков представляет свою аудиторию в виде косяка гуппи в большом аквариуме с кормушкой с таймером в левом углу.

DSC_0786

3.3. Сегодня пустодень. День, когда, как (число) ведущий ВВС вышел и сказал: «А сегодня ничего не случилось. Поэтому у нас нет для вас совершенно никаких новостей».

Это день когда никто не родился, не женился, не умер, ничего не произошло, и даже не день кота и не день конституции Джибути.

Но даже в такой день, когда на информационном лугу катится перекати-поле, как в лучших традициях вестернов, у наших героев все еще есть несколько вариантов.

Конечно же, они могут открыть всемогущий интернетик, и посмотреть всякие дурацкие или же не очень дурацкие новости и привязаться к одной из них.

Если надоело, или интернет отключили, остается второй вариант – о наболевшем. Они вспоминают, что за последнее время всколыхнуло их бесцельную жизнь – какая-нибудь дурацкая реклама в метро? Паршивенький концерт, за который они отвалили ползарплаты? Очередь в сберкассу? Лажа интернет магазина – когда заказали сумку, а пришел пенал?

Все это эмоциональный корень для множества тем и подтем, и подподтем. Их ведь двое – и у кого-то  уж точно будет что сказать по этому поводу.

Ну и последний, но пожалуй, даже один из лучших  вариантов развития событий – это сесть на любимую лошадь. У каждого из них есть в запасе такая тема, на которую он способен говорить часами. Часищами даже. Будь-то корейские сериалы, или современная украинская попса, или польза мясоедства, или туристическая привлекательность Парамарибо, или влияние третьего закона Кларка на современные теории происхождения человечества.

Во всем вышеперечисленном от ведущих требуется еще один ход – разыграть роли. В основе утреннего шоу должен находиться конфликт. Это не значит, что ведущие стопроцентно должны иметь диаметрально противоположные точки зрения на все, нет, ни в коем случае. Им всего лишь нужно находиться в перманентном процессе переубеждения друг друга в чьей-то правоте.

Ну например, очень банальные и всегда выигрышные конфликты – кошатник-собачник, мясоед-веган, ретроград-гаджетоголовый, традиционалист-националист-гражданин мира и так далее.

Зачем? Чтобы слушатель принял чью-то сторону и ассоциировал себя, свою позицию с одной из услышанных в вашем шоу. Тогда ему будет интересно дослушать до конца и узнать чья возьмет.

DSC_0782

Темы табу

Да, они существуют. У всех абсолютно. И, как правило, ничего общего с понятием цензуры не имеют. Темы табу упираются прежде всего в общечеловеческие принципы, элементарный этикет. Политика, религия, бедность, социальные проблемы, тема чайлдфри, находящиеся в группах риска люди – это темы для остросюжетных ток-шоу, но никак не для утра.

Такие темы влекут за собой не просто конфликт, а иллюстрируют глобальные противоречия в обществе. Кроме того, ведущие рискуют  кого-нибудь серьезно обидеть. Да и в конце концов – ну не хочется сербать овсяночку  с утра под «Стосується кожного».

А теперь, наконец-то, к самому главному. То, что может перечеркнуть все то, на чтение чего вы только что потратили драгоценных пятнадцать минут.

У наших героев радиостанция специфического направления! Та-дам! А это значит что? А это значит то, что все их темы должны сопутствовать основному направлению радио. Напримерики, у них супермолодежное радио. Это значит, что все темы типа гаджетов, киношек, музыки современной, и даже школ-институтов пойдут на ура. Ну а вот о детях, истории, работе, здоровье – все это большей части  аудитории будет казаться скучным. Ну и наоборот. Если радиостанция ретро – при слове «гаджет» слушатели отвечают – «будь здоров сынок».

Еще сложней, если радиостанция имеет очень узкую профессионально-ориентированую специализацию, например, военное радио. Здесь нужно учитывать не только интересы аудитории, но и знать распорядок дня военных, понимать условия работы и так далее.

Если же радиостанция работает для конкретного города или поселка, то тут обязательна привязка к месности – радиостанция должна жить и дышать тем же, что и жители ее города.

На том и закончим наш месяц радиоведущего. Здорово осознавать, что в наше время визуализации радио не только не сдает позиции, но и продолжает свое онлайн развитие. До встреч на ВВС… когда-нибудь!

Профессию тестировала Катя Потапенко

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s