Стабильность и перемены: чем отличается работа на государство от работы на «дядю»

original

Так, я на работу. Мне, знаете ли, нужно освободить стол от ненужных бумажек. Для стопки таких же ненужных бумажек. Но оно того стоит, не так ли? Ведь я делаю этот мир… таким же.

Первой серьёзной и ответственной работой после университета стала работа в органах государственной власти. Первым делом хотелось пробежаться по магазинам и променять любимые джинсы на сексуально-скучный офисный наряд. Но, получив первую зарплату, я прикинула, что и университетские юбки очень даже сгодятся на первое время.

При минимальной зарплате на рынке труда в 3000 грн., у начинающего госслужащего ставка была около 1300 + 200-300 грн. премии.

Я – дочка своей мамы, которая отдала государству 20 лет трудовой жизни. В детстве,  с восхищением и гордостью, слушала ее рассказы про важных дядей и тётей в деловых костюмах с телевизора, с которыми мама лично была знакома.

Конечно, существует некий миф, что работать на государство — это престижно и стабильно. Но мизерная зарплата, погоня за сомнительными льготами и повсеместная бюрократия убивают всё живое.

В общем, когда мне друг предложил сменить работу на госслужбе по специальности и перейти на фирму к нему в тендерный отдел, я ни минуты не сомневалась. Также, мне предложили зарплату в 6 раз больше, офис в центре города и бесплатное питание. Мой сотрудник, любитель вкусно покушать, сказал, что согласился бы перейти даже только ради последней причины.

В то время меня должны были перевести в другой отдел. Я пыталась усидеть на двух стульях – ожидая ответа от фирмы,  одновременно (вдруг не выгорит) оформляла документы на перевод. И вот, когда мне должны уже были, со дня на день, дать ответ, вызывает меня начальник отдела кадров и, перебирая какие-то бумажки, раздраженно – скучающим тоном говорит, что все готово к моему назначению. Но вот только еще нужно соблюсти кучу формальностей, собрать кучу подписей, а у нее пока на меня нет времени, поэтому я должна зайти к ней не раньше следующего вторника.

1270464208_12_2

 При других обстоятельствах это бы, конечно, вызвало во мне бурю негодования. Мол, уважаемая, это ваша работа, а я тут деньги теряю за простой! Но, в этот раз, чувство собственной важности бюрократа сыграло мне на руку, и в понедельник раздался долгожданный звонок — меня приняли на фирму, прощай бюрократическая жизнь!

«Ну возьмите меня!»

Стоит упомянуть о самом стрессовом собеседовании за всю мою жизнь, при приеме на эту фирму. Меня посадили в центре комнаты, а вокруг сели четверо мужчин. В общей сложности собеседовали меня около часа. Что можно было спрашивать так долго? Ну, всевозможные стандартные вопросы типа «чем я занималась на предыдущем месте работы, что ожидаю от этой работы», 1 вопрос из теории права (так как я юрист по образованию), а дальше понеслось: «верю ли я в Бога», «часто ли хожу в церковь?», «как я отношусь к алкоголю», «если меня попросят сгонять за пивом, как я к этому отнесусь?», «в каких случаях можно обмануть начальство», «кто главный у меня в семье»и т. д.

С поджатыми под стул ногами, я, переливаясь всеми цветами радуги, пыталась сдержанно отвечать на вопросы, иногда стараясь увильнуть, иногда пошутить, или хотя бы нервно хихикнуть.

Проработав там некоторое время и оглядываясь на это собеседование понимаю, что проверялась моя реакция на данные вопросы и все таки специалист специалистом, а в коллективе должен работать, прежде всего, Человек.

Отношение к персоналу

Первым моим заданием на новой работе было подготовить тендер и выбрать себе канцелярские принадлежности. Расставив приоритеты, я, конечно же, начала собирать нужные документы для тендера, отложив вторую задачу на потом, из-за чего вскоре отгребла от начальника. Он жестким тоном объяснил, что для эффективной работы у меня все должно быть под рукой, чтоб я не отвлекалась на поиски и не отвлекала коллег от работы. И вот когда я, выбрав себе всевозможные принадлежности, начиная от механического карандаша, стикеров и скрепок разных цветов и размеров, лоточков горизонтальных и вертикальных, принесла начальнику счет на полторы тысячи гривен, он подписал даже не глянув (значит все это нужно мне для работы!). Моему удивлению и радости не было предела. Еще бы! После госслужбы, где экономится каждая скрепочка и листик – такой разгуляй.

Также, нашему новому отделу поручили найти специалистов, которые спроектируют и сделают нам новую мебель для лучшей работы. К тому же предложили продумать и обосновать, что еще нужно для более эффективного труда. Задание было с удовольствием выполнено, кроме покупки плазмы и икс-бокса. Мой сотрудник так и не смог доказать начальнику их важность в нашей работе.

О рабочем графике

Сразу оговаривалось, что хорошая зарплата платится еще и из-за возможного ненормированного графика. Когда работа не срочная — трудимся до шести, но если важный тендер или срочное поручение начальства — то по мере выполнения.

Тут я немного начала ностальгировать по госслужбе — без пяти шесть компьютеры выключены и все уже на стартовой прямой ведут обратный отсчет. Здесь дела обстояли иначе — один за всех и все за одного — перед тендером работаем все вместе до победного, частенько возвращались домой за полночь. Встречу с друзьями после работы наметить было нереально, так как без пяти шесть могла вылезти какая-то пакость, которую нужно было решить.

О специфике работе

Получилось так, что я, сбежав с госслужбы, просто оказалась с другой стороны бюрократической машины.

На госслужбе, работая в юридическом отделе, я занималась, в основном, проверкой пакетов документов на получение лицензии на занятие определенной деятельностью. Проверяла на соответствие их законам. К запятым слишком не придиралась, но и на пропущенный документ, по закону, не могла закрыть глаза. А то вдруг, набегут всякие проверки и будут задавать вопросы, почему одного пропустила, а другого нет. Значит, дело в коррупции! А не просто в невнимательности.

На фирме, на первый взгляд, работа была другой. Она заключалась в поиске тендера на нашу продукцию, полном его сопровождении и, в случае победы, составление и заключение договора. Далее договор передавался менеджерам на исполнение, а у меня начиналось все снова по кругу.

Так как, в основном, моей спецификой были тендера, проводимые государственными структурами, работы у меня было много. Прежде всего, нужно было внимательно вычитать Тендерную документацию (перечень требований и пожеланий заказчика), затем составить список необходимых документов (от 10 до 40 и более). Полезных документов было процентов 10 всего списка. Остальное составляли бумажки о том, что у тебя есть бумажка.

И не дай Бог, будет отсутствовать какая-то справочка, или не правильно пронумерованные страницы, а не листы, или же вместо требуемой копии документа, предоставлен оригинал (что вроде как даже лучше), твоё предложение будет немедленно отклонено не зависимо от того, что у тебя цены ниже, чем у конкурентов в три раза.

В общем, основное отличие — инициатива на фирме ценилась, а на госслужбе в ней просто не было необходимости.

В любой работе есть множество подводных камней, как на человеческом уровне, так и на уровне законодательства. Как говориться «незнание закона не освобождает от ответственности, а знание — еще как освобождает».

Карьерный рост

Возможен везде. Но, мне кажется, в частнике все менее усложнено: хорошо работаешь, инициативен – получай повышение зарплаты/должности, даже под тебя могут отдел создать, если предоставишь неплохой проект и аргументируешь его необходимость.

Что касается госструктур – при хорошей работе и наличии должности в штате, тебя, в основном легко, могут продвигать с младшего специалиста до главного. Но если речь идет о мало-мальски руководящей должности, хотя бы начальника отдела или сектора, то здесь уже нужно иметь «волосатую руку», настоятельно рекомендующую твою кандидатуру.

Не всё еще потеряно/о взятках

Каждый, наверное, хоть раз носил шоколадку врачу или давал 50 гривен для «ускорения процесса». У меня был случай, когда от этой «шоколадки» отказались.

Готовя документы для очередного тендера, нам нужно было получить за 2 дня справку, которая готовится минимум 2 недели. Пройдя путь от исполнителя, добрались до начальника и слезно начали просить его ускорить процесс получения справки. Начальник, солидный, хорошо одетый мужчина с дорогими часами, отдал приказ состряпать для нас эту справку на завтра. Едва опомнившись от счастья, мы решили отблагодарить доброго дядю красивым набором «дорогого алкоголика».  Даже не взглянув на «благодарность», начальник с грозным видом ответил:»Спрячьте, мол, немедленно, а то больше не помогу!». И добавил: «Это ж до чего людей довели, чтоб из-за какой-то вшивой бумажки такие деньги выбрасывали!» Данная реплика вызвала слёзы гордости у всего нашего отдела, и теперь эта история ходит по фирме, как легенда о честном добром госслужащем, которого мало кто видел, но он существует!

О выводах

f4c2ba978349e89c245896590bd9b7ccЯ ничего не создавала. Работая, в принципе, в хороших условиях на госслужбе, и в еще лучших на фирме, в хорошем коллективе, наблюдая за процессом создания продукции или за выдачей лицензии предпринимателю, горя за свое дело, невольно начинаешь отождествлять себя с работой. Начинаешь говорить понятиями «МЫ создали», «Наша фирма/министерство/ведомство»… Да, коллективный дух и взаимоподдержка — важные вещи в социуме, но уволившись с обеих работ, я осознала, что нет и не было никаких «Мы». Было и остается только «Я», начальник и ресурсы начальника, и «Я» выступало  одним из этих ресурсов. Главное — не терпеть, а поистине любить то, чем ты занимаешься; делать что-то хорошее, а не просто не делать плохого. И «не боятся закрывать неинтересные книги» и уходить с неинтересных работ, освобождая место действительно заинтересованным.

Сравнивала Виктория Пшеничная

 

Добавить комментарий

